СТРИТ-РИТЕЙЛ В III КВАРТАЛЕ 2022: АКТИВНОСТЬ АРЕНДАТОРОВ ВЫРОСЛА ВДВОЕ
Эксперты компании R4S, крупнейшего собственника широкого пула объектов стрит-ритейла в Москве, провели анализ рынка коммерческой недвижимости столицы за третий квартал 2022 года. Главный вывод, который можно сделать, — увеличение активности арендаторов вдвое по сравнению с 3 кварталом прошлого года. Такая показательная статистика свидетельствует о том, что ковидные ограничения прошлого года оказались более стрессовыми для рынка стрит-ритейла, нежели те социально-экономические проблемы, с которыми столкнулась экономика в III квартале 2022.
Спрос
По сравнению с III кварталом 2021 года количество арендных сделок увеличилось на 108%, в то время как объем сданных кв. м вырос в полтора раза. При этом особых изменений между II и III кварталами 2022 года зафиксировано не было: количество сделок уменьшилось всего на 7,4%, по сумме арендной ставки прирост составил 10%. «Такая стабильная картина — косвенный признак того, что у стрит-ритейла сформировалась устойчивость к внешним негативным факторам, то оцепенение, которое было на рынке в апреле и мае, трансформировалось в активный рост», — комментирует коммерческий директор R4S Group Ирина Буренко. Однако в конце квартала активность арендаторов закономерно снизилась за счет общей экономической неопределенности и негативной новостной повестки. Часть арендаторов в текущей момент решила взять паузу, чтобы проследить за трансформацией рынка и оперативно подстроиться под текущие изменения.
Предложение
В III квартале самым популярным сегментом на рынке стрит-ритейла стали табачные лавки, что является косвенным признаком высокого уровня стресса в обществе. На их долю пришлось 25% от общего объема заключенных сделок по аренде торговых помещений. Для сравнения, в предыдущем квартале данный сегмент не входил даже в тройку лидирующих арендаторов, а по сравнению с III кварталом прошлого года количество табачных магазинов увеличилось в три раза. Второе место по итогам квартала заняли кофейни с 20,8%. Третье место поделили между собой магазины одежды и продуктовые магазины, получившие по 8,3%. Максимальное падение спроса произошло у лидера предыдущего квартала — заведений стрит-фуда, открытие которых в этом квартале зафиксировано не было.
«Однозначно те барьеры, через которые прошел рынок стрит-ритейла за последние пару лет, сформировали у него устойчивый иммунитет. Опыт преодоления прошлых кризисов подготовил прочную базу для развития резистентности стрит-ритейла к внешним факторам. Именно благодаря этому опыту даже в столь непредсказуемой ситуации, как сегодняшняя, рынок демонстрирует устойчивый рост. Конечно же, предпосылок для повышения арендных ставок мы не видим, но уровень активности рынка свидетельствует и об отсутствии таковых для их снижения», — резюмирует Ирина Буренко.
© 2008–2025 R4S — КОММЕРЧЕСКАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ В МОСКВЕ
Вся информация, размещенная на данном сайте, ни при каких обстоятельствах не может признаваться публичной офертой в соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ. Копирование и воспроизведение материалов этого сайта возможно только с согласия администрации сайта. Все ссылки на иностранные валюты приведены исключительно для удобства восприятия информации п.2 ст. 437 ГК РФ.