Все новости

На рынке стрит-ритейла Москвы зафиксирован рост активности банков и кафе

*Согласно оценкам экспертов компании JLL, на рынке стрит-ритейла Москвы наблюдается оживление спроса и некоторое увеличение бюджетов на аренду помещений по сравнению с концом 2014 года. К концу первого квартала 2015 года зафиксирован рост активности банков и кафе в части аренды новых помещений.* «Например, средний бюджет банков на аренду помещений площадью 100-200 кв. метров вырос по сравнению с концом 2014 года на 34% до 800 тысяч рублей, продуктовых магазинов и салонов связи - на 11%. В то же время текущие бюджеты ниже тех, что арендаторы были готовы тратить в начале 2014 года - отмечает Светлана Ярова, начальник отдела стрит-ритейла компании JLL. – Это объясняется тем, что в конце 2014 года арендаторы искали особые предложения по цене значительно ниже рынка, но в большинстве случаев им не удалось договориться, часть из них потеряла выгодные локации, в результате в конце марта большинство развивающихся компаний скорректировали бюджеты в сторону повышения». Увеличивая бюджеты на аренду, компании стараются снизить общие затраты на площадку, в частности на капитальный ремонт помещений, предпочитая локации, которые прежде были заняты арендатором того же профиля. Помимо этого арендаторы ведут переговоры о снижении ежегодной индексации ставки, арендных каникулах и так далее. *Примеры изменения бюджетов на аренду* В начале года основными драйверами спроса стали сделки, приостановленные в конце прошлого года и завершившиеся к концу первого квартала. Около 30% от общего объема спроса составили новые игроки на московском рынке стрит-ритейла, в том числе сети кафе и магазинов из других городов России и стран СНГ. В большинстве случаев они пока только тестируют рынок и не всегда готовы к арендным условиям столицы, но тем не менее первые сделки уже происходят. В первую очередь «дебютанты» рассматривают центральные, наиболее известные локации, в том числе пешеходные зоны. Наиболее активны на рынке стрит-ритейла в первом квартале 2015 года были кафе и рестораны (34% от общего объема спроса), тогда как лидеры предыдущего квартала – продуктовые магазины – сформировали менее четверти (22%) от общего спроса. Снижение активности продуктовых ритейлеров эксперты JLL считают временным и объясняют необходимостью полноценно запустить работу на всех площадках, арендованных в течение 2014 года. «К концу первого квартала существенно оживился спрос со стороны банковского сектора – если в течение 2014 года на банки приходилось всего 3,5% от общего объема спроса, то по итогам прошедшего квартала их доля выросла до 16%, - рассказывает Светлана Ярова. – Так, в начале этого года ряд государственных банков завершили несколько сделок аренды под филиальную сеть, а банки, получившие господдержку, вернулись к рассмотрению помещений, планируемых к подписанию в течение 2015 года». Основной спрос на рынке стрит-ритейла Москвы сегодня формируется благодаря точечному развитию. Большинство арендаторов, которые занимают помещения в текущей экономической ситуации, считают ее «окном возможностей» и пользуются шансом разместить свой бизнес в привлекательных локациях на выгодных коммерческих условиях. По прогнозам экспертов JLL, спрос в 2015 останется целевым, и большинство арендаторов будут развиваться точечно. Активная стратегия развития в условиях кризиса присутствует только у продуктовых магазинов, в первую очередь формата «у дома», которые благодаря переориентации потребительского спроса на более дешевые или нишевые товары, увеличили свои операционные показатели в 2014 году. Также есть представители сегмента общепита, которые продолжают активное развитие в расчете на будущее восстановление потребительского спроса. По словам Марии Шпаковой, аналитика рынка торговой недвижимости компании JLL, за первые три месяца года не наблюдался рост вакантных площадей на основных коридорах Москвы. _«Уровень спроса был достаточно стабилен, а собственники помещений стремились сохранить текущих арендаторов на приемлемых условиях, фиксировавшихся на два-три года. Новые сделки проходили по тем помещениям, где для собственников получение текущего арендного дохода важнее, чем капитализация их недвижимости в краткосрочной перспективе. В результате доля свободных площадей на главных торговых улицах осталась неизменной и составила 9%»_, - комментирует Мария Шпакова. В связи со значительным объемом сделок в процессе переговоров, которые планируется завершить к осени, и появлением спроса со стороны новых игроков на рынке стрит-ритейла, эксперты JLL не прогнозируют дальнейшего роста доли вакантных площадей в стрит-ритейле Москвы в целом, однако возможно увеличение показателя на отдельных улицах. Несмотря на то что максимальная ставка экспонирования в целом по рынку основных коридоров осталась неизменной по сравнению с предыдущим кварталом и составляет 250 тысяч рублей за кв. метр в год, на улицах Москвы в первом квартале была зафиксирована как положительная, так и отрицательная динамика изменения стоимости аренды. Самым дорогим и престижным торговым коридором Москвы по-прежнему остается Столешников переулок. Максимальная ставка аренды на помещения площадью 100 кв. метров здесь составляет 300 тысяч рублей за кв. метр в год. На втором месте в списке самых дорогих московских улиц находится Кузнецкий Мост, ставка на котором выросла за счет выхода качественного предложения на рынок в прямой видимости от ЦУМа. Максимальная ставка на Кузнецком Мосту по итогам первого квартала составляла 250 тысяч рублей за кв. метр в год. Улица Петровка потеряла свои позиции, опустившись со 2-го на 3-е место в рейтинге самых дорогих торговых коридоров Москвы, - максимальная ставка аренды здесь достигла 120 тысяч рублей за кв. метр в год. Существенное снижение ставок экспонирования на Петровке объясняется тем, что текущее предложение на данной улице уступает в качестве помещениям на конкурирующих улицах. Очень высокий спрос наблюдался на Патриарших прудах, особенно со стороны рестораторов с авторскими концепциями, что позволило этому коридору подняться на 3-е место. В результате ставки в зоне Малой Бронной улицы и прилегающих переулков являются одними из самых высоких в Москве на уровне экспонирования – 120 тысяч рублей за кв. метр в год. Также в начале 2015 года эксперты JLL зафиксировали коррекцию ставок на Пятницкой улице – максимальная ставка аренды снизилась до 115 тысяч рублей за кв. метр в год. Отмеченный в прошлом году значительный рост ставок аренды на этой улице был вызван повышенным спросом со стороны арендаторов после реконструкции и создания пешеходной зоны; сейчас, после снижения ажиотажа, ставки экспонирования несколько снизились в среднем по улице, и в результате Пятницкая опустилась с 3-го на 4-е место в рейтинге самых дорогих улиц Москвы. Тем не менее по самым интересным помещениям на Пятницкой по-прежнему наблюдаются тендеры среди ресторанов. На Тверской улице максимальные ставки зафиксировались на уровне 100 тысяч рублей в год, вследствие чего улица опустилась на 5-е место в рейтинге наиболее дорогих московских торговых коридоров и делит его с Мясницкой и Садовым кольцом. «Вакантные помещения на Тверской, экспонировавшие в течение прошлого года, постепенно поглощаются, но на дисконтированных по сравнению с началом 2014 года арендных условиях, - отмечает Светлана Ярова. – В то же время мы ожидаем постепенного оживления Тверской улицы, которая утратила имидж главной туристической артерии столицы, но сегодня нарабатывает репутацию делового коридора. Арендаторы помещений на Тверской отмечают увеличение трафика, в первую очередь благодаря бизнесменам, сотрудникам близлежащих офисов. В результате сегодня мы фиксируем рост спроса со стороны рестораторов на Тверскую улицу, однако имеющиеся ограничения площадок в части размещения общепита не всегда позволяют открыть в этих помещениях кафе или ресторан». Источник: ShopAndMall.Ru